Friday, September 23, 2011

Рэю Чарльзу сегодня исполнился бы 81 год!

Рэй Чарльз Ро́бинсон (Ray Charles Robinson) один величайших мэтров джазовой музыки. Будучи слепым, он издал более 70 альбомов, писал и исполнял музыку в стиле джаз, соул и ритм-энд-блюз. Получил 17 премий "Грэмми" и стал действительно яркой звездой музыкального мира 20 века. Слепота музыканта не было врожденной, но предположительно он потерял зрение в результате потрясения в 7 лет, когда у него на глазах утонул его брат.


Самой его популярной композицией, которая однозначно известна всем мафиози, является "Hit The Road Jack" (Проваливай, Джек), за которую в 1961 году он получил одну из премий "Грэмми". Hit The Road Jack


Но более популярной в мире композицией является песня "Georgia on My Mind", за которую Рэй Чарльз в 1960 году получил Грэмми в номинации "Лучшее вокальное исполнение". С 1979 года песня является официальным гимном штата Джоржия, хотя на самом деле изначально произведение было посвящено сестре автора песни - Джорджии Кармайкл.
Georgia On My Mind


Кроме написания действительно потрясающих и увлекающих композиций, Рэй Чарльз известен своим неповторимым исполнением произведений других музыкантов.

Голос Рэя Чарльза является одним из самых узнаваемых голосов в мировой музыке. Его песни наполнены различными импровизированными звуками (хмыканьем, легкими смешками, щелчками), что делает такое исполнение невероятно живым и привлекательным.
Музыковед Генри Плезантс следующим образом охарактеризовал исполнение Чарльза:




"Фрэнк Синатра, а до него Бинг Кросби, были мастерами слова. Рэй Чарльз же – мастер звуков. Его записи открывают нам потрясающее разнообразие и мастерство применения легато, глиссандо, вскриков, стонов, срывающихся в плач, ворчания и шёпота, фальцета, неожиданных прыжков и остановок, визгов и криков, - всех прекрасно контролируемых, дисциплинированных выдающейся музыкальностью, и использованных с мастерски учтёнными нюансами гармонии, ритма и динамики. Это - и пение того, чей словарный запас далёк до того, чтобы передать что-то, находящееся в его сердце и мыслях, и того, чьи чувства слишком сильны для удовлетворительного словесного или обыкновенного музыкального выражения. Он не может вам это просто сказать. Не может даже спеть. Ему нужно вам это прокричать, голосом, полным отчаяния или радости. И один лишь голос, с небольшой помощью текста или музыки, передает нужный мессадж.
Обычно Рэй Чарльз характеризуется как баритон, и его разговорный голос не предложил бы вам большего, учитывая, с каким трудом он брал и удерживал «Ми» и «Фа» второй октавы (верхние ноты баритона) в поп-балладе. Но человеческий голос подвергается определенным изменениям под напряжением, и в музыке вроде госпела или блюзаРэй мог и действительно пел целыми тактами на пределе верхнего диапазона тенора, достигая «Ля» и «Си» второй, а иногда и «До» и «Ре» третьей октавы, иногда полным, иногда экстатическим головным голосом, а иногда фальцетом. На фальцете он продолжал идти вверх до «Ми» и «Фа» выше верхней «До» третьей октавы. На одной экстраординарной записи, «I’m Going Down to the River», он берёт потрясающую «Си-бемоль» третьей октавы. Если учитывать за самую низкую ноту «Ми» большой октавы («Georgia On My Mind (Live))», у него в распоряжении находится, включая фальцет, по меньшей мере, три с половиной октавы."



Композиции Рэя Чарльза и других известных джазовых исполнителей 20 века Вы можете прослушать в нашей галерее музыки.


Материал взят из свободной энциклопедии Википедия.

No comments:

Post a Comment